суббота, 19 июня 2010 г.

Домены, домены...





Рано или поздно, читатель, ты столкнешься (если еще не сталкивался) с этой проблемой. Рано или поздно ты придешь к выводу, что домен просто необходим как для построения своего бизнеса, так и для продвижения своего брэнда. Причем одно другому совершенно не противоречит. Скорее наоборот – дополняет друг друга.

Давай поговорим о том, что же это такое – домен, зачем он нужен и в чем собственно может заключаться проблема.

Итак, домен – это просто адрес в интернете. Он состоит из набора латинских букв и символов. К примеру, домен, на котором можно отыскать этот блог blogspot.com, а сам блог находится вот по этому адресу alexgriblog.blogspot.com. Кроме того, на блоге есть несколько страниц. Адрес этой страницы выглядит так: http://alexgriblog.blogspot.com/2010/06/blog-post_19.html
То есть, сама страничка с текстом и ее расположение обозначаются различными специальными символами, начинающимися со знака «/» (косая черта).

Итак, если мы наберем в адресной строке своего браузера первый из приведенных адресов (или просто щелкнем по нему мышкой), то попадем на домен, арендующий пространство для блоггеров, вроде меня. Впрочем, наверно это не самый удачный пример, так как на указанный домен попасть не удастся. Почему, я объясню чуть позже.

Если набрать следующий адрес, ваш браузер приведет вас прямо на мой блог, а третья по счету ссылка (тот же адрес) – на эту страничку в блоге.
Прошу это запомнить.

А теперь вернемся к адресации доменов.

По аналогии с почтовым адресом, домен состоит из нескольких частей, так называемых «уровней» (иногда зон). Домен первого уровня обозначается двумя или более символами в конце адреса, отделенными точкой. Их довольно много и, как правило, этот идентификатор обозначает географическую принадлежность или общее назначение располагаемых на нем сайтов. Примерами доменов первого уровня могут быть такие:
.ru    - Россия
.us    - США
.com - коммерческие проекты
.edu  - учебные заведения США
.uk    - United Kingdom (Великобритания)

Нельзя не отметить, что недавно (30 октября 2009 года) в Сеуле прошла первая в истории вообще и истории интернета в частности, презентация домена первого уровня .РФ на кириллице. Думаю, это вполне может быть предметом гордости россиян.

Надо также отметить, что регистрацией доменов 1-го уровня занимается единственная международная организация. Называется она Internet Corporation for Assigned Names and Numbers, или ICANN (читается айкэ́н).  Учитывая огромное колличество адресов в интернете (уже более 160 миллионов), организация передала регистрацию доменных имен аккредитованным партнерам. Сейчас их уже более 900. Эта организация вместе со своими партнерами занимается регистрацией и управлением всех мыслимых интернет-адресов. Но к этому вопросу мы вернемся чуть позже.

Второй уровень, как и в почтовом адресе, несет в себе более детальную информацию. При написании почтового адреса мы можем написать, например:
Кремль.Москва.Россия
Т.е. значимость уровня домена идет по убывающей, справа налево.
Здесь вторым уровнем будет Москва, а третьим – Кремль.
Чтобы стало понятней, приведу пример доменов разных уровней:

Домены первого уровня – ru, com, biz, edu, org
Домены второго уровня – yandex.ru, rambler.ru, gmail.com, blogspot.com
Домены третьего уровня – mail.google.com, alexgriblog.blogspot.com

Уровни в адресе разделяются точками.

Порядок расположения уровней от первого к третьему неизменен — справа налево. Адрес сайта «читается» компьютером именно с конца, с домена первого уровня.

Пожалуй, чтобы лучше понять, как организована адресация в интернет, разберем несколько примеров.

Как ищут яндекс?
Этот пример мне показался забавным. Как найти знаменитый поисковик? Мы набираем в адресной строке браузера следующее: yandex.ru  или www.yandex.ru (разница только в том, что три символа www указывают вашему браузеру некоторую служебную информацию, которая, впрочем, уже установлена в нем «по-умолчанию»).

Итак, сделав это, вы даете команду вашему компьютеру найти нужный адрес и показать, что там находится. Браузер читает первую группу (ru) и отправляет запрос вашему провайдеру интернета: «Где находится сервер, отвечающий за зону «ru»?» Провайдер перенаправляет запрос на нужный сервер. Тот отвечает и уже ждет следующего запроса. Ваш компьютер продолжает спрашивать уже непосредственно у RU-сервера: «Где у тебя домен «yandex»?», получает ответ и устанавливает соединение с искомым доменом.

На самом деле все происходит немного сложнее, но сейчас это не принципиально для общего представления.

Итак, мы установили соединение с любимым yandex и теперь решили посмотреть почту.  Мы находим на страничке ссылку «Почта», нажимаем на нее и попадаем … на mail.yandex.ru
Видите? Мы перешли на домен третьего уровня, который принадлежит домену второго уровня yandex.ru.  Мы могли бы, не заходя на яндекс, сразу попасть на приглашение ввести логин и пароль нашего почтового ящика, если бы сразу, в адресной строке, набрали mail.yandex.ru.

А теперь вспомним про косую черту.
Если у вас действительно есть почтовый ящик на yandex, то, набрав свой логин и пароль вы можете зайти на свою собственную страничку с информацией о вашей почте. (То же самое можно применить к любому другому почтовому сервису – mail.ru, rambler.ru, gmail.com и т.д.)

Обратите внимание на адресную строку. Там после косой черты стали появляться непонятные символы, причем их значение изменяется в зависимости от того, в какую папку (входящие, отправленные, удаленные и т.п.) вы сейчас перешли.

Это так называемая внутренняя адресация.  Это значит, что ваш компьютер больше не делает дополнительных запросов, а вы просто переходите из папки в папку в пределах другой папки верхнего уровня – вашего почтового ящика. То есть ваш почтовый ящик, это уже вполне конкретное место на диске далекого сервера mail.yandex.ru, который физически может находиться где-нибудь в Москве, Питере или каком-нибудь Урюпинске. Более того, он может находиться сразу во всех этих или других местах одновременно!  Но о странностях физического расположения серверов мы поговорим как-нибудь в другой раз.


А сейчас вернемся к тому моменту, когда мы не смогли попасть в домен blogspot.com. Попробовали? И попали на www.blogger.com/start или в свой блог. Это так называемая переадресация. То есть, если искомый домен используется не для общего доступа, на нем можно организовать перенаправление всех входящих на другой домен. В нашем случае это либо страничка вашего блога, либо приглашение создать такой блог.

Надеюсь, читатель, теперь ты лучше представляешь, какую работу выполняет твой компьютер, когда ты путешествуешь по интернету? Я очень старался объяснить это попроще не потому, что считаю тебя менее понятливым. Просто я обожаю простое изложение сложных процессов. Это, своего рода, игра. Если ты хорошо знаком с этим вопросом и у тебя есть более яркие и образные сравнения, я буду рад, если ты поделишься ими. А если тебе этот материал показался интересным и, главное, полезным – я буду просто счастлив.

Удачи тебе, читатель.
И новых открытий в интернете.

Алексей Грибанов.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Что Вы думаете по этому поводу?